Зейнелхан Мухамеджан и участница тренинга Ботагоз Боранкулкызы. Фото автора
Мастер-классы провели художник Зейнелхан Мухамеджан, обладатель международного знака качества ЮНЕСКО, и Берикбол Молдабеков, ученик известного мастера по музыкальным инструментам Жолауши Турдугулова. Оба ремесленника являются победителями национального конкурса «Шебер».
- Зейнелхан Мухамеджан терпеливо объяснял, чем отличается біз кесте от других казахских национальных вышивок, знакомил со своими работами, рассказывал, как наши предки превращали эту работу не только в приятное времяпровождение, но и в средство заработка для семьи. Приятно было смотреть на работу Берикбола. В его руках твердое дерево становилось мягким и послушным. За короткое время участники групп освоили технику вышивания и работы по дереву. Хочу от имени всей группы поблагодарить организаторов за прекрасную возможность научиться новому у таких больших мастеров, - поделилась Валентина Зайцева, участница тренинга.
Ботагоз Боранкулкызы по образованию декоратор-художник, работает педагогом дополнительного образования центра «Школьник». Признается, что за четыре дня смогла освоить древнюю технику.
- В дальнейшем я хочу обучать этому виду вышивки своих учеников, но дополнить свои элементы. Сейчас учу маленьких детей бисероплетению и квирингу – изготовлению поделок из бумаги, - рассказала Ботагоз.
Занятия по обработке дерева, изготовлению сувениров прошли в мастерской средней школы №1. Группа рукодельниц изучала біз кесте в арт-галерее «Онер».
В тренингах приняли участие педагоги дополнительного образования и трудового обучения, воспитатели детского сада №8, студенты колледжа искусств, мастера, безработные. Всем были вручены сертификаты об окончании курсов.
Из истории казахской вышивки:
Казахская вышивка имеет свои древние корни. Найденные в погребениях гуннов покрывала с различными вышитыми на них узорами имеют много сходного с современными казахскими вышивками не только в стиле применяемых узоров, но и в приемах создания орнамента.
Вышивка (кесте) – один из очень распространенных и любимых видов казахского прикладного искусства. Существует пять видов национальной вышивки:
«біз кесте» - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка
«шым кесте» - тамбурный шов, наносимый иглой
«баспа» - гладьевый шов с прикрепом и без прикрепа
«тігу»- шов в виде непрерывной и прерывной стежки
«шалма», «шырыш кесте» - различные названия двухрядного шва.
Тамбурным швом вышивали по материи, растянутой на пяльцах, а остальными швами – иглой по свободной материи.
Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку.
Вышивкой украшали наголовники подушек, попоны лошадей, сумки для хранения пиал и чашек (кесе қап, аяқ қап), края полотенца (сүлгі), где в отличие от других вышивок, нередко применялись зооморфные, в основном роговые узоры.
Казашки также вышивали различные части женской одежды: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, камзолы, распашные юбки (белдемше), части свадебного головного убора (саукеле), головные уборы замужней женщины, халаты, вороты рубах, тюбетейки и т.д.
- Зейнелхан Мухамеджан терпеливо объяснял, чем отличается біз кесте от других казахских национальных вышивок, знакомил со своими работами, рассказывал, как наши предки превращали эту работу не только в приятное времяпровождение, но и в средство заработка для семьи. Приятно было смотреть на работу Берикбола. В его руках твердое дерево становилось мягким и послушным. За короткое время участники групп освоили технику вышивания и работы по дереву. Хочу от имени всей группы поблагодарить организаторов за прекрасную возможность научиться новому у таких больших мастеров, - поделилась Валентина Зайцева, участница тренинга.
Ботагоз Боранкулкызы по образованию декоратор-художник, работает педагогом дополнительного образования центра «Школьник». Признается, что за четыре дня смогла освоить древнюю технику.
- В дальнейшем я хочу обучать этому виду вышивки своих учеников, но дополнить свои элементы. Сейчас учу маленьких детей бисероплетению и квирингу – изготовлению поделок из бумаги, - рассказала Ботагоз.
Занятия по обработке дерева, изготовлению сувениров прошли в мастерской средней школы №1. Группа рукодельниц изучала біз кесте в арт-галерее «Онер».
В тренингах приняли участие педагоги дополнительного образования и трудового обучения, воспитатели детского сада №8, студенты колледжа искусств, мастера, безработные. Всем были вручены сертификаты об окончании курсов.
Из истории казахской вышивки:
Казахская вышивка имеет свои древние корни. Найденные в погребениях гуннов покрывала с различными вышитыми на них узорами имеют много сходного с современными казахскими вышивками не только в стиле применяемых узоров, но и в приемах создания орнамента.
Вышивка (кесте) – один из очень распространенных и любимых видов казахского прикладного искусства. Существует пять видов национальной вышивки:
«біз кесте» - тамбурный шов, создаваемый с помощью крючка
«шым кесте» - тамбурный шов, наносимый иглой
«баспа» - гладьевый шов с прикрепом и без прикрепа
«тігу»- шов в виде непрерывной и прерывной стежки
«шалма», «шырыш кесте» - различные названия двухрядного шва.
Тамбурным швом вышивали по материи, растянутой на пяльцах, а остальными швами – иглой по свободной материи.
Вышивали по войлоку, хлопчатобумажной ткани, сукну, бархату и шелку.
Вышивкой украшали наголовники подушек, попоны лошадей, сумки для хранения пиал и чашек (кесе қап, аяқ қап), края полотенца (сүлгі), где в отличие от других вышивок, нередко применялись зооморфные, в основном роговые узоры.
Казашки также вышивали различные части женской одежды: рукава, ворот, подол и нагрудную часть платья, камзолы, распашные юбки (белдемше), части свадебного головного убора (саукеле), головные уборы замужней женщины, халаты, вороты рубах, тюбетейки и т.д.