В ТОО «КазАзот» опровергли версию жителей Актау о выбросах с завода 6 мая

Производство, как рассказали на заводе, 6 мая работало в штатном режиме. Видео, присланное пользователями Lada.kz, прокомментировал Дауржан Жумабеков, начальник технологического отдела ТОО «КазАзот». При производстве азотной кислоты из трубы завода, называемой «свечой», по словам Дауржана Жумабекова, могут производиться выбросы в атмосферу в пределах допустимой нормы. Превышение допустимой концентрации любых веществ, по словам представителя ТОО «КазАзот», опасно для человека и экологии.

- Мы исключили выбросы выше допустимой нормы. Технологии на месте не стоят, мы используем современные методы производства. В целом, эти выбросы, если они в пределах допустимой нормы, никакую угрозу для населения и персонала завода не представляют, - отметил Дауржан Жумабеков.

Дым оранжевого цвета или так называемый «лисий хвост», по словам начальника технологического отдела завода — это нитрозный газ. Количество газа, выходящее из трубы «КазАзота», по словам Дауржана Жумабекова, нельзя считать выбросами.

- Выбросом мы считаем количество веществ, превышающее предельную норму. Производство работает в штатном режиме, и мы не допускаем выбросы в завышенных нормах. Все, что у нас выходит из трубы, которую видят горожане — в пределах допустимых норм, согласно которым запроектировано наше производство. В некоторых случаях может появиться небольшой «лисий хвост», но в пределах нормы. А 6 мая у нас на заводе ничего не произошло, производство работало в штатном режиме и никаких отклонений от норм технологического процесса не было, - рассказал специалист.

На видеозаписи, опубликованной в рубрике «Народные новости», по мнению Дауржана Жумабекова, запечатлен не нитрозный газ.

- Я не могу сказать, что на данном видео запечатлен нитрозный газ. Я думаю, это какая-то пыль. Точно сказать, что это, я не могу. У нас очень много веществ, которые могут появиться в воздухе. Та же самая пыль или грунт. Иногда мы проводим учения и жители могут видеть «лисий хвост». Но в тот день учений не было, - сказал Дауржан Жумабеков.



Если технологический процесс происходит без нарушений - выделение в небольшом количестве нитрозного газа, по словам Дауржана Жумабекова, является нормой.

- Появление запаха, как утверждают горожане, с завода - невозможно. Запах может появиться только при нарушении технологического процесса. У нас есть собственная центральная лаборатория, которая ежечасно контролирует содержание нитрозных газов на выходе из установки. И если мы видим, что нормы завышены, то мы можем и остановить производство, пока не устраним превышение, и сразу же сообщаем об этом надзорным органам. Кроме того, наша труба - «свеча» 100-метровой высоты и спроектирована таким образом, что вещества, которые выбрасываются через эту трубу, не достигают земли и рассеиваются. Никакой угрозы то, что выходит из трубы, ни животному миру, ни растениям не несет, - говорит Дауржан Жумабеков.

Начальник технологического отдела не отрицает, что даже небольшие сбои в работе могут вызвать нарушение технологического процесса.

- Технологический процесс зависит от нескольких параметров. В некоторых случаях, например, при повышении температуры буквально на пять градусов, может произойти небольшое образование нитрозных газов в пределах допустимых норм. Но, как только мы замечаем что у нас на выходе из установки появились нитрозные газы, мы регулируем технологический процесс для исключения их образования, - сообщил Дауржан Жумабеков.

Проверку завода, как рассказал начальник технологического отдела ТОО «КазАзот», департамент экологии Мангистауской области проводит раз в год. Последняя проверка прошла в прошлом году.

По факту выброса 6 мая природоохранная прокуратура Мангистауской области начала проверку.

- У нас ежегодно проводится капитальный ремонт. Мы меняем и обновляем оборудование, проводим профилактические работы. Лаборанты у нас работают круглые сутки, поэтому любое, даже небольшое изменение технологического процесса, завод почувствовал бы сразу, - отметил Дауржан Жумабеков.

Производительность завода, как рассказал Дауржан Жумабеков, составляет 600 тонн аммиака и более тысячи тонн аммиачной селитры в сутки.

Фото и видео Рашида Исмагилова