Переоценка ценников: Как избежать десятикратной переплаты за банку пива в Актау

Ситуацию прокомментировала Никар Рафикова, президент Общественного объединения «Мангистауское областное общество по защите прав потребителей». Жители Актау пересылают в WhatsApp видео с инцидентом, который якобы произошел в одном из гипермаркетов города. Автор ролика продемонстрировал, что взял с прилавка товар по 179 тенге, а на кассе ему «пробили» его за 1399 тенге. Мужчину возмутило, что цена в чеке оказалась больше, указанной на ценнике. Администратор гипермаркета сослалась на сбой программы в компьютере. Также она запретила вести съемку.


 
Как поступать в подобной ситуации, рассказала Никар Рафикова, президент Мангистауского областного общества по защите прав потребителей.
 
- Факт того, что потребитель приобрел банку пива, и с него взяли такую сумму, я квалифицирую как обман покупателя. Об этом гласит часть 1 статьи 190 кодекса об административных правонарушениях РК - Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуг) или иной обман потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг. За это деяние предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на физических лиц в размере 10, на субъектов малого предпринимательства – в размере 20, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30, на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 месячных расчетных показателей. Привлечение к административной ответственности в этом случае – это компетенция местных органов полиции, - отметила она.


По ее словам, такой вид правонарушения в торговых точках города не редкость, о чем свидетельствуют жалобы потребителей в объединение.

Для решения этой проблемы мирным путем, как подчеркнула Никар Рафикова, необходимо вызвать администратора торгового заведения и сообщить ему об ошибке.

Как добавила Никар Рафикова, информация на ценнике - не просто набор цифр, а публичная оферта (предложение) продавца к покупке товара. И желание покупателя приобрести товар по этой цене является принятием предложения. Кроме того, согласно статье 24 закона РК "О защите прав потребителей", обязанность продавца (изготовителя) продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.

- Если сотрудники торговой точки отказываются выполнить законное требование покупателя, то он вправе предъявить претензию о нарушении права потребителя на приобретение товара по объявленной продавцом цене и потребовать возврата излишне уплаченной суммы. При неполучении ответа на претензию в течение 10 календарных дней, потребитель имеет право обратиться с заявлением в суд и потребовать, кроме излишне уплаченной суммы за товар, компенсацию морального вреда и неустойки, предусмотренной законом РК «О защите прав потребителей». В качестве доказательства следует сфотографировать или снять на видео ценник и чек (копию) и приложить их к претензии. Одновременно с предъявлением претензии потребитель при наличии чека и информации (фото и видеосъемка) о ценнике и фактической выплате за товар вправе написать заявление в полицию. Стражи порядка, в свою очередь, обязаны рассмотреть заявление потребителя и привлечь к административной ответственности того субъекта, который непосредственно обманул потребителя, - объяснила президент общества по защите прав потребителей.

 
Что касается права потребителя на проведение фото и видеосъемки товаров и цен на них, то на это для потребителя запрет не предусмотрен. В законе «О защите прав потребителей» в соответствии с пунктом 12 статьи 24 закона РК «О защите прав потребителей» для продавца запрещено ограничивать права потребителей в отношении применения фото-и видеосъемки, за исключением случаев, которые предусмотрены законодательством РК.

- Уважаемые потребители, проверяйте чеки, не отходя от кассы. Удачных вам покупок, - добавила Никар Рафикова.