Сейчас на сайте
2900
объявлений
  • продам Акшукур, за 22 000 000 тенге
  • продам 2-комнатную квартиру за 17 000 000 тенге
  • продам 1-комнатную квартиру за 11 500 000 тенге
  • продам Магазин за 13 000 000 тенге
  • продам 3-комнатную квартиру за 17 000 000 тенге
  • сдам 2-комнатную квартиру за 12 000 тенге
  • продам Актау, зем. участок за 27 000 000 тенге
 

 
Воскресенье, 11 Декабря
-5...-4
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 334.31 KZT
  • €1 = 355.17 KZT
  • 1 RUB = 5.31 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085
  • site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
 

 

По мнению Главы государства, действующая в Казахстане система государственных закупок позволяет лоббировать интересы отдельных поставщиков

Просмотров:1844 Опубликовано: 7-11-2013, 19:22
По мнению Главы государства, действующая в Казахстане система государственных закупок позволяет лоббировать интересы отдельных поставщиков
По мнению Главы государства, действующая в Казахстане система государственных закупок позволяет лоббировать интересы отдельных поставщиков. Чтобы устранить поле для коррупции, Министерство финансов намерено пересмотреть профильное законодательство и определить единого организатора госзакупок. Однако в этих вопросах по-прежнему открытым остается ряд нюансов, влияющих как на качество закупаемых товаров, работ и услуг, так и на уровень прозрачности.
Более открыт только закуп из госказны

Напомним, что в настоящее время в нашей стране действует четыре вида государственных закупок: государственные закупки, которые осуществляются из средств бюджета, закупки национальных компаний, недропользователей, а также естественных монополий. Такое разделение было сделано в связи с тем, что деятельность каждого участника системы закупа имеет свои особенности, и применение правил игры одних могло бы отрицательно сказаться на других (потерей сроков, упущенной выгоды, срывом контрактов и т.д.).

И несмотря на то, что объем закупок недропользователей и национальных компаний обычно гораздо выше государственных, наиболее жесткий контроль присущ именно государственным закупкам.

Посудите сами. В одной только группе Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» ежегодный объем закупок превышает сумму в 3 триллиона тенге. В то время как объем госзакупок центральных госорганов Казахстана на 2013 год составляет около триллиона тенге.

Тем не менее, закупки недропользователей и национальных компаний ведутся через призму развития казахстанского содержания, в то время как средства налогоплательщиков, вложенные в госказну, рассматриваются через тройное правительственное око (правда, в этих вопросах нередко представители контролирующих органов лишь констатируют факты нарушений при проведении государственных закупок). Причем здесь постоянно вносятся корректировки в действующее законодательство.

Новый закон – новая планка к повышению прозрачности

11 октября на расширенном заседании Кабмина Президент РК Нурсултан Назарбаев раскритиковал действующую в стране систему государственных закупок, заявив, что она играет на пользу некоторых поставщиков? Которые охотно пользуются лазейками действующего законодательства. «Специально срывают тендер, чтобы потом закупку сделать из одного источника. Первые руководители самоустраняются от этого вопроса, перекладывая всю ответственность и со стороны смотрят. Акимы, руководители центральных государственных органов должны сами возглавить тендерные комиссии и нести ответственность, потому что здесь тратятся большие государственные деньги», - заявил Елбасы.

Как отметил вскоре Болат Жамишев, в настоящее время Минфин инициировал антикоррупционные поправки в профильный закон «О государственных закупках». Документ уже внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента. Поправки направлены главным образом на то, чтобы создать Единого организатора закупок. «Это будет государственный орган. Как вариант, это возможно, но решение еще не принято, это будет комитет при Минфине. Он будет принимать заявки, всю конкурсную документацию от государства и его задача будет проводить конкурсы», - сообщил Жамишев в конце октября, во время брифинга Службы центральных коммуникаций при Президенте РК (СЦК).

Создание единого организатора государственных закупок в Казахстане позволит исключить риски, связанные с непрофессионализмом конкурсных и аукционных комиссий при выборе поставщика-победителя, которые обычно выражаются в недостаточно правовой компетентности. Причем, как планирует разработчик законопроекта, функционирование этой структуры предусматривается как на республиканском, так и на внешнем уровнях. В компетенцию такого оператора, как предполагается, будет входить выполнение процедур организации и проведения государственных закупок способом конкурса и аукциона по бюджетным программам.

«В целом, мы отработали формулировки, которые необходимо будет включить в этот законопроект. Единый организатор конкурсов будет проводить конкурсы все и аукционы по бюджетным инвестиционным программам. То есть это основные суммы бюджета развития, которые будут осуществляться через организатора закупок. По закону во всех остальных случаях председателями комиссии будут министры, а по местным исполнительным органам – акимы», - сообщил Жамишев.

«Эта поправка направлена на обеспечение отбора поставщика, соответствующего всем установленным требованиям, а также на усиление взаимного контроля между заказчиками и центральным организатором закупок», - отметил Болат Жамишев.

Что касается обеспечения деятельности центральных государственных органов, то эти закупки не будут подпадать в поле зрения корректировок действующего законодательства и останутся в прежнем режиме. Как и в настоящее время, в соответствии с Указом Президента РК эти полномочия будут лежать на ответственных секретарях министерств.

Для того, чтобы максимально устранить коррупционные правонарушения, предлагается дать возможность потенциальным поставщикам в течение трех календарных дней донести недостающие документы, или же – дать им шанс внесения изменения в поданную им заявку на участие в конкурсе, если она была по какой-то причине составлена ненадлежащим образом. «Полагаем, что данная норма сократит случаи признания конкурсов несостоявшимися, сократит коррупционные правонарушения и повысит конкуренцию на стадии предоставления потенциальными поставщиками своих цен», - отметил министр финансов.

Кроме того, при оценке технической спецификации, предложенной потенциальными поставщиками в своих заявках, экспертной комиссией, создаваемой заказчиком, будет отбираться лучшая техническая спецификация товаров (работ и услуг), на которую потенциальные поставщики смогут подавать свое ценовое предложение. Эта норма направлена на стимулирование поставщиков поставлять более качественные товары и услуги.

В свою очередь, на вчерашнем заседании Правительства министр экономики и бюджетного планирования РК Ерболат Досаев сообщил, что план мероприятий по выполнению поручений Главы государства, данных на расширенном заседании Правительства 11 октября 2013 года, состоит из 70 мероприятий. План Кабмина предусматривают разработку четырех нормативно-правовых актов, одним из которых является документ о внесении поправок в действующее законодательство в части совершенствования процедуры обжалования результатов закупок. Его планируется завершить в мае 2014 года.

Немного о фактах нарушений

Ситуация действительно требует пересмотра. Это свидетельствуют и данные Комитета финансового контроля Министерства финансов Казахстана по итогам девяти месяцев 2013 года. Всего с начала года ревизорами было выявлено почти 1400 нарушений закона «О государственных закупках».

«В результате реализации контрольных функций по соблюдению законодательства о государственных закупках Комитетом финансового контроля за январь-сентябрь 2013 года было осуществлено 3 111 проверок, из которых в 1 399 случаях выявлены нарушения законодательства о государственных закупках. Сумма таких закупок составила 186,76 миллиарда тенге», - отметил главный финансист в ходе брифинга в СЦК, добавив при этом, что основная доля внеплановых проверок, проводимых по вопросам госзакупок, приходится на обращения потенциальных поставщиков.

Такие нарушения были выявлены по итогам 918 контрольных мероприятий по обращениям потенциальных поставщиков на неправомерные действия заказчиков, организаторов закупок при проведении государственных закупок. Из них более половины нашли свое подтверждение. Нарушения законодательства выявлены в ходе 486 проверок с суммой закупок 32,55 миллиарда тенге.

Причем за девять месяцев текущего года на основании направленных представлений устранены нарушения законодательства путем отмены и пересмотра итогов 279 процедур госзакупок. В суды предъявлено 343 иска об отмене конкурсов и признании сделок по госзакупкам, проведенных с нарушениями, недействительными.

«Для принятия процессуального решения по выявленным в ходе контрольных мероприятий нарушениям направлено в правоохранительные органы 88 материалов, административное взыскание наложено на 662 должностных лиц на сумму 60,1 миллиона тенге, из которых уплачено в бюджет 42,4 миллиона тенге», - озвучил итоги проверок главный финансист страны, подчеркнув, что за нарушения законодательства о госзакупках привлечено к дисциплинарной ответственности 3,1 тысячи должностных лиц, освобождены от занимаемой должности 13 человек, которые проводили конкурсы в разрез с нормами действующего законодательства.

Файлы заменят бумажный документооборот

В новом законопроекте Минфином также предлагается закрепить требование о необходимости предоставления договоров в электронном формате. «В этом случае никаких физических взаимоотношений поставщиков работ, товаров и услуг с заказчиком не происходит», - пояснил Болат Жамишев.

«Законопроект, который мы внесли, предполагает, что с начала 2014 года (и это будет, кстати, соответствовать условиям Соглашения Единого экономического пространства), будет обеспечена доступность российских и белорусских предприятий к закупкам в нашей стране», - продолжил глава Минфина.

Он также добавил в этой связи, что российский федеральный закон о государственных закупках не соответствует соглашению. Он предусматривает возможность проведения закупок как в электронном формате, так и с предоставлением документации на бумажных носителях. «Но на последнем заседании комиссии с участием вице-премьеров наших стран было принято решение, что до конца этого года российская сторона обязуется внести соответствующие изменения в федеральный закон. Мы стоим на том, что электронные закупки – это возможность обеспечить прозрачность процедур государственных закупок», - добавил казахстанский министр.

В то же время, как заявлял прежде глава ТОО «Центр электронной коммерции» (ЦЭК) Султанжан Ахметов (компания является единым оператором в сфере электронных государственных закупок), барьером взаимного участия предпринимателей Таможенного союза в государственных закупках на территории сразу всех трех стран служит только необходимость взаимного признания электронных цифровых подписей. Отвечая на вопросы журналистов, он еще в начале текущего года говорил о том, что все три участницы ТС уже синхронизировали законодательство в сфере государственных закупок, приведя под единый стандарт процедуры закупки конкурсом, аукционом или методом ценовых предложений.

Вместе с тем, все три страны охотно переходят на электронный формат проведения закупок электронным способом. В первую очередь потом, что это выгодно с экономической точки зрения. Так например в Казахстане с момента внедрения системы условная экономия (разница между теми суммами, которые были запланированы госорганами, и теми суммами, которые по факту были прописаны в контрактах) бюджетных средств за неполные семь лет составила около 185 миллиардов тенге.

Но, по мнению экспертов, такие показатели могут быть допущены только сейчас. В последующие годы процент условной экономии будет скорее всего идти на убыль, так как благодаря системе уже удалось усовершенствовать процесс государственного планирования, и разница между запланированной суммой в бюджете и суммой фактической не будут столь далеки друг от друга.

Аналогично и в группе компаний ФНБ «Самрук-Казына», которые с начала этого года полностью перешли на осуществление закупок электронным способом и внедрили систему казначейских операций, по итогам первого полугодия этого года смогли сэкономить около 19,6 миллиарда тенге (из которых за счет закупок сэкономлено 4,6 миллиарда тенге, или 14 процентов от плановых цен). В группе компаний фонда от системы электронных закупок ожидается условная 20-процентная экономия.

Как ожидается, с начала следующего года на всей территории Единого экономического пространства (ЕЭП) начнет действовать система электронных аукционов. В России и Беларуси данная система уже работает.

У нас она была внедрена повсеместно лишь в прошлом году. До этого, с апреля 2010 года, она была внедрена в опытную эксплуатацию в системе Минфина и его подведомственных организаций в пилотном режиме. Ее главное преимущество заключается в том, что при проведении конкурса в электронном формате нет необходимости выдерживать сроки, которые ранее предусматривались для традиционного (бумажного) конкурса. Соответственно, за счет этого сроки проведения госзакупок способом конкурса в электронном формате были сокращены.

На законодательном уровне введено требование, в соответствии с которым способом электронного аукциона в нашей стране могут приобретаться только услуги, товары и работы, общая годовая сумма, выделенная на приобретение которых будет превышать размер четырехтысячекратный МРП (последний, в свою очередь, ежегодно устанавливается Минэкономики на соответствующий финансовый год).

Как показывает практика, меры, направленные на развитие системы электронных государственных закупок, дают свои результаты. Внедрение проекта «Электронные государственные закупки» в период с 2008 года и по настоящее время способствовало стремительному увеличению количества интернет-пользователей как среди работников государственных структур, так и среди казахстанского частного бизнеса. Так, портал государственных закупок goszakup.gov.kz вошел в число наиболее посещаемых государственных интернет-ресурсов. Так, в период с января по сентябрь 2013 года, по данным системы Google analytics, портал посетило около 1 миллиона абсолютно уникальных посетителей, которые просмотрели около 165 миллионов страниц.

В период с 2010 по 2013 года на портале зарегистрировались и приняли участие в процедурах 131 тысяча поставщиков (физических и юридических лиц) и благодаря он-лайн процедурам только в 2013 году в сумме они заработали более 556 миллиардов тенге. География пользователей Портала помимо Казахстана представлена такими странами, как Россия, Украина, Беларусь, США, Великобритания, Китай, Германия и Кыргызстан.

Айжан БЕКТАСОВА
Источник: Bnews

Комментарии ( 3 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
chehan84 (Посетители) 7 ноября 2013 21:02
География пользователей Портала помимо Казахстана представлена такими странами, как Россия, Украина, Беларусь, США, Великобритания, Китай, Германия и Кыргызстан. - Открыли всем свои зад..цы и довольные, я же не листаю закупки, которые проводятся в тех же странах - Россия, Украина, Беларусь, США, Великобритания, Китай, Германия и Кыргызстан. Меня просто туда не пустят.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Коржик (Гости) 7 ноября 2013 20:56
Главарь очухался чтоли? Или это агония?
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.
Блог редакции Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
 

Новые объявления
сайта «ВесьАктау»

Услуги

Вакансии в Актау

Квартиры в Актау

Легковые автомобили