Сейчас на сайте
3526
объявлений
  • продам 4-комнатную квартиру за 30 000 000 тенге
  • продам Приморский, дом 1-этажный за 40 000 000 тенге
  • продам Контейнер морской за 1 100 000 тенге
  • сдам Кабинет за 50 000 тенге
  • продам Баянды, 2 зем. участка за 13 000 000 тенге
  • продам 2-комнатную квартиру за 28 000 000 тенге
  • продам Daewoo Matiz за 1 000 000 тенге
 

 
Вторник, 06 Декабря
+3...+3
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 335.61 KZT
  • €1 = 361.32 KZT
  • 1 RUB = 5.26 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085
  • site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
 

 

12 подвигов для Карима Масимова

Просмотров:1648 Опубликовано: 14-04-2014, 09:16
12 подвигов для Карима Масимова
Расчистить Авгиевы конюшни, убить Лернейскую гидру, поймать Керинейскую лань - эти подвиги Геракла меркнут перед тем, что предстоит совершить правительству Карима Масимова уже до конца года

Вступить и разъяснить


Пока неизвестно, будет ли новый премьер старого правительства ставить дополнительные задачи. Но уже существующая краткосрочная повестка настолько плотная, что ее выполнение потребует титанических усилий.

Начать с того, что в мае Казахстан должен подписать договор о Евразийском экономическом союзе. А чтобы это сделать, предстоит его доработать, что предполагает согласование массы противоречивых моментов. Но с подписанием договора, что станет скорее политическим мероприятием, техническая работа кабмина не закончится, а только начнется.

Если ЕЭС, как и планировалось, начнет работу с 1 января 2015, то придется выполнить огромный объем подготовки – от изменения правовой базы до проведения усиленной информационной работы. Ее задача не просто пропагандистская – убедить население в правильности евразийской интеграции, а сугубо утилитарная – разъяснить бизнесу новые правила игры, заранее обрисовать плюсы и минусы.

До сих пор работа шла, мягко говоря, не совсем удачно – и в плане отстаивания интересов отечественного бизнеса, и с точки зрения адекватного информационного сопровождения. Ее улучшение в кратчайшие сроки – уже непосильная задача. А ведь, помимо ЕЭС, предстоит еще присоединиться к ВТО. Именно на этот год был поставлен срок завершения переговоров и оформления необходимых процедур.

Как сообщал в начале года вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур Жаксылыков, осталось согласовать два вопроса, связанных с тарифной гармонизацией при вступлении Казахстана в ВТО и местным содержанием. Но именно эти два вопроса, особенно тарифы (учитывая ТС и предстоящий ЕЭС), таят в себе главные подводные камни. Кроме того, несмотря на уверения, что урегулированы вопросы по сельскому хозяйству, вряд ли здесь все так гладко.

В прошлом году, переговоры, может, и прошли. Но с этого года началась реализация гигантской, по нашим меркам, программы «Агробизнес-2020», в которую включены мощные меры господдержки сельхозпредприятий. А это, как известно, один из «пунктиков» ВТО, к которому ее члены очень ревностно относятся. Так что не факт, что переговоры по ВТО удастся вывести на финишную прямую до конца года.

Подготовить «пятилетку 2.0.»

В этом году правительству нужно разработать программу второй индустриальной пятилетки. Первая программа форсированного индустриально-инновационного развития, несмотря на мудреное экономическое обоснование и потуги на системность, была написана на удивление просто, если не сказать - примитивно. По разнарядке сверху акимы сколотили список проектов, которые будут выполняться в их регионах. А затем всё это свели в единый перечень, названный Картой индустриализации.

Кроме названия, эти проекты не объединяло ничего общего, невзирая на красивые слова об эффекте мультипликативности и синергии. Соответственно, всё исполнение ФИИР свелось к тому, чтобы мониторить объекты, которые необходимо было построить и худо-бедно начать какое-то производство.

Для первого этапа индустриализации это еще может сойти, поскольку определенная промышленная масса действительно набрана (о её качестве говорить не будем). Но повторения такой модели и на второй стадии уже не выдержит ни бизнес, не имеющий потребности в строительстве гигантских объектов, ни население, уставшее от контраста между реальной ситуацией и отчетами чиновников, ни высшее руководство, которое понимает, что для стратегических целей страны нужно совсем другое.

Глава государства уже отмечал, что необходимо создать наукоёмкий экономический базис. Поэтому в рамках второй и следующих пятилеток следует основать отрасли мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего.

А это несколько отличается от того, чтобы построить пару-тройку цементных заводов и птицефабрик. Основать отрасли, в которых Казахстан имеет исключительно опыт «юзера», - та ещё задачка. И её решение должно быть заложено уже сейчас, на стадии планирования второй пятилетки.

Кроме того, правительство имеет и конкретные поручения по двум промышленным проектам – определиться с размещением, источниками инвестиций и сроками строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода и атомной электростанции. Фактически должно быть полное понимание бизнес-плана, хотя оба проекта далеко не бесспорны. Самое простое, конечно, будет взвалить всё в очередной раз на плечи государства.

Продать и упростить

Однако разрастание госсектора экономики противоречит другой задаче, стоящей перед правительством. Ему необходимо принять и реализовать комплексную Программу приватизации на 2014-2016. Причем ее цель - не столько увеличить поступления в бюджет, сколько сократить государственное участие в экономике и расширить конкурентную среду.

Программа готовится со скрипом, и одна из причин - в том, что в её основу ложатся предложения нацкомпаний о продаже части своих активов. Понятно, что они стремятся избавиться только от того, что приносит убытки, по принципу «На тебе, боже, что нам негоже». И понятно, что общий список объектов под приватизацию может получиться совсем блеклым. Поэтому правительству предстоит добиться, чтобы приватизация стала инструментом для развития частного сектора, а не способом слива госструктурами нерентабельных социальных активов.

Приватизация задумывалась как часть общего плана по стимулированию отечественного бизнеса. Уже к 1 сентября кабмин должен подготовить пакет законодательства, предусматривающий переход на организацию проверок на основе оценки рисков, упрощение контроля и надзора, процедур ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение деятельности саморегулируемых организаций. Венцом его творения должен стать Предпринимательский кодекс.

Сама по себе задача написать закон или даже кодекс чиновников вряд ли пугает. Но в этом случае должны быть повышенные требования к его качеству. Что предусматривает обязательную экспертизу и обсуждение с самими предпринимателями. Насколько это возможно за такой короткий период – не совсем понятно. Сроки вынуждают «гнать лошадей», что неизбежно ставит под удар качество. Под таким прессингом кабмину и придется готовить законопроекты.

Спасти пенсии


Хотя в последнее время Национальный банк заметно активизировался и занял более важное место в системе принятия решений, правительству всё равно придется непосредственно участвовать в реформировании и пенсионной, и финансовой сферы. Обе проблемы - долгоиграющие, можно сказать, хронические. Но решить их требуют уже в этом году.

Пенсионное поручение переходит Кариму Масимову в «наследство» от Серика Ахметова, при котором кабмин так и не выдал на-гора свои предложения по решению главных проблем.

Их, собственно говоря, две. Во-первых, неучастие значительной части населения в накопительной системе. Во-вторых, неэффективное инвестирование пенсионных накоплений, при котором норма прибыли отстает от инфляции. Шоковая девальвация тенге сделала в эти накопления «контрольный выстрел».

Правительство в прошлом году тянуло с этим вопросами, очевидно, надеясь, что они как-то перейдут к создаваемому ЕНПФ и вообще «рассосутся». Но ни будущие пенсионеры, ни их накопления никуда не исчезли. И решать их проблемы только на уровне Нацбанка тоже не получится. Эффективность инвестирования пенсионных активов не может быть обеспечена только за счет финансового инструментария.

Никуда не уйти кабмину и от поручения разработать к 1 июня совместно с Нацбанком комплексную Программу развития финансового сектора до 2030. И здесь опять-таки всё не ограничивается монетарной стороной вопроса. На самом деле нужно понять, как вернуть банкам их основную роль – кредитования экономики, особенно производственного сектора. Сейчас они фактически превратились в ростовщиков при бюджете, которые также подрабатывают за счет ссуд на покупку диванов-холодильников. Очевидно, что при такой неполноценной банковской системе экономика развиваться не может.

Поделить триллион

Помимо бумажно-стратегических, правительству предстоит заниматься и живыми вопросами в финансовой сфере, распределяя 1 трлн тенге, обещанный из Национального фонда для кредитования производства и выкупа проблемных активов банков. Наряду с главой Нацбанка, на премьер-министра возложена за это персональная ответственность.

Эта ответственность, несомненно, потом будет искусно превращена в коллективную - за счет создания комиссий, привлечения региональных властей. Но вряд ли это поможет справиться с дефицитом грамотных бизнес-проектов.

Вбрасывая массу денег в экономику, кабмину одновременно нужно будет сдерживать инфляцию. В этом году прыгать выше головы от него не требуется. Но на среднесрочную перспективу, то есть уже на следующий год, перед правительством поставлена задача проработать комплекс мер по снижению инфляции до 3-4%. И это на фоне того, что в России и Белоруссии набирают силу девальвационные процессы.

Меры антиинфляционного регулирования могут включать сдерживание либо цен, либо доходов. Ограничение цен рыночными методами правительству не под силу, поскольку по большинству потребительских товаров мы все еще зависим от импорта. Сдерживание же административными рычагами возможно только по ограниченному сегменту товаров. Кроме того, это не будет согласовываться с правилами ЕЭС, а тем более ВТО, если мы туда вступим.

Поэтому остается ограничивать покупательскую способность населения. Фактически это уже сделано после проведения шоковой девальвации и введения потолка для потребительского кредитования.

Возвести мегаполисы

Среди подвигов, которые стоят в годовой повестке правительства, значится и подготовка стратегий формирования агломераций в Астане и Алматы. Задача, казалось бы, несложная, учитывая, что северная и южная столицы и так расползаются, а наработки формирования вокруг них сети городов-спутников уже есть. Однако принципиальный вопрос заключается не в строительстве жилья и даже не в создании инфраструктуры, особенно транспорта, а в экономической основе.

Нынешние экономические возможности двух потенциальных агломераций ограничены. И если Алматы в этом плане хотя бы самодостаточен, то в Астане разрыв между ростом населения и развитием экономического базиса становится всё более очевиден. Дальнейшее раздувание аппарата госорганов и госкомпаний уже не обеспечит рабочие места. Ресурсы образовательной системы, которая занимает молодых людей, тоже не безразмерны. Поэтому две столицы и обрастают постепенно поясом трущоб. Найти новые экономические ниши – вот главная стратегия агломераций.

Наконец, кабмину необходимо к 1 сентября 2014 представить программу развития транзитного потенциала Казахстана. Здесь также ключевой вопрос связан не столько со строительством новых автомобильных и железных дорог, сколько с тем, чтобы сделать их привлекательными для зарубежных грузоперевозчиков. А это означает и современную логистику, и ускоренные процедуры прохождения границы, и повышенный уровень сервиса.

Как видим, задачи перед правительством Карима Масимова стоят необъятные. Если оценивать их реализацию по бюрократическим критериям, то бишь срокам и отчетам, то все они вполне достижимы, за исключением разве что вступления в ВТО. Если же подходить с позиции качества, то прогноз исполнения – не более 30%.
Источник: forbes.kz

Комментарии ( 4 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Комментатор (Посетители) 14 апреля 2014 15:24
это их работа ... они за это деньги плучают

туц туц туц как ласкают наши ушки эти чудо колотушки
 
Не поддерживаю Поддерживаю
alanalda1 (Посетители) 14 апреля 2014 15:23
Елбасы меняет их как перчатки, а толку ноль!
Лично я вижу девольвацию, котора на прямую снизило мой уровень жизни! И зачем мне такая работа правительства?
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • Швейк
bazar_zhok (Посетители) 14 апреля 2014 10:00
не нужно вступать в ВТО - уже одной головной болью меньше!

Благополучие пендосов и гейропейцев зиждется на неблагополучии стран третьего мира и в том числе на нашем.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
СПАРТАНЕЦ (Посетители) 14 апреля 2014 09:50
задачи перед правительством Карима Масимова стоят необъятные

Ну а кому сейчас легко?!

Hasta La Victoria Siempre!
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.
Блог редакции Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
 

Новые объявления
сайта «ВесьАктау»

Услуги

Вакансии в Актау

Квартиры в Актау

Легковые автомобили