На всю эту белиберду о конце света по календарю майя я и внимания не обращала, пока не услышала случайно занятный диалог. Разговаривали женщины:
- Вот, думаю — брать кредит или не брать? Скоро ведь конец света...
- Да бери, причем большой, отдавать-то уже не придется!
Первая собеседница спрашивала серьезно, вторая явно потешалась. Потом один за другим пошли сюжеты о подготовке к эпохальному событию: где-то начали продавать наборы для апокалипсиса — свечи, спички, а еще веревку и мыло, где-то люди убежище себе строят.
Дальше — больше. Мне позвонил сотрудник государственного учреждения и спросил, есть ли у нас в газете бомбоубежище. Долго смеялись, предположили, что власти боятся остаться без СМИ после конца света - кто отчет писать будет и освещать брифинг об итогах?
А на днях в газету позвонил мужчина из Жетыбая и сообщил, что там люди в магазинах скупили все свечи, спросил, остались ли они еще в Актау. Симптомы насторожили.
Посмотрела в интернете даты, на которые были назначены предыдущие концы света. Заметила интересную закономерность. Если раньше на один век приходилось по 1-2 апокалипсиса, а то и вообще судного дня не ждали, то в двадцатом веке я их насчитала больше тридцати. Лично помню только 1995 год, там, по-моему, в мае чего-то ждали, и «нулевой» год — тогда боялись компьютерного сбоя, который якобы приведет к мировой катастрофе.
Стала анализировать. Страх смерти — совершенно естественное чувство, присущее каждому индивидууму. Он может быть инстинктивным, проявляющимся в опасной ситуации, а может быть следствием рефлексии. Задумалась: почему я боюсь смерти? Поняла — жалко оставлять то, что снаружи — весь этот огромный мир. Жалко роскошь лета и тишину осени, чистоту зимы и сияние весны. Жалко моря и звездного неба, которых уже не увидишь.
Жалко оставлять то, что внутри. Умберто Эко пишет, что красота и ценность человеческой жизни заключена в постоянном накоплении знаний. Мы учимся всю жизнь. Накопленный опыт и есть наше главное богатство. «Мысль, что когда придет смерть, все это богатство утратится, — причина и страданий и страхов. Мне думается: какая растрата, десятки годов потрачены на строительство уникального опыта, и все это предстоит выкинуть. Сжечь Александрийскую библиотеку. Взорвать Лувр. Затопить в пучине бурного моря дивнейшую, богатейшую и полную знаний Атлантиду», - сетует писатель.
Умберто Эко иронично замечает: чтобы не бояться смерти, надо обесценить все, что нас окружает, тогда и жалеть не о чем. Я спасаюсь от таких мыслей с помощью теории Вернадского о ноосфере. А еще стихотворением Арсения Тарковского «Жизнь, жизнь»: Предчувствиям не верю и примет я не боюсь...
Предчувствиям не верю и примет
Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда
Я не бегу. На свете смерти нет.
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо
Бояться смерти ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.
Живите в доме - и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом, -
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас,
И если я приподымаю руку,
Все пять лучей останутся у вас.
Я каждый день минувшего, как крепью,
Ключицами своими подпирал,
Измерил время землемерной цепью
И сквозь него прошел, как сквозь Урал.
Я век себе по росту подбирал.
Мы шли на юг, держали пыль над степью;
Бурьян чадил; кузнечик баловал,
Подковы трогал усом, и пророчил,
И гибелью грозил мне, как монах.
Судьбу свою к седлу я приторочил;
Я и сейчас, в грядущих временах,
Как мальчик, привстаю на стременах.
Мне моего бессмертия довольно,
Чтоб кровь моя из века в век текла.
За верный угол ровного тепла
Я жизнью заплатил бы своевольно,
Когда б ее летучая игла
Меня, как нить, по свету не вела.
Страх смерти оправдан, но чувство это индивидуальное. А тут вдруг весь мир находится в ожидании конца света. Что это — массовый психоз или чей-то бизнес, а может опять все мы слишком нагрешили и боимся наказания? У католиков, например, думать о смерти — это ежедневная обязанность. Как, впрочем, и вспоминать перед сном дурные поступки, совершенные днем.
Но даже если мы и согрешили — кто больше, кто меньше — и жаждем отпущения грехов, то почему для осознания этого нам нужен какой-то там каменный календарь народа, которого уже и нет на Земле? И поможет ли этот иррациональный страх неизвестно чего искренне покаяться и заслужить прощение? И построить новый мир — чистый и добрый?
Меня в свое время поразил диалог Умберто Эко и кардинала Карло Марии Мартини. Две культовых фигуры двадцатого века на пороге нового тысячелетия обменялись мнениями о конце света, об Апокалипсисе, которого христианский мир так давно ждет, что уже и наука целая есть — эсхатология. Умберто Эко задал кардиналу вопрос: «Верно ли, что идея конца — не та, что влечет за собой равнодушие к будущему, а та, что побуждает постоянно вглядываться в ошибки прошлого, — служит орудием критической оценки настоящего?». На что Карло Мария Мартини ответил: «Нет, не думаю, что идея конца сама по себе способна породить возможность оценки. Если уж на то пошло, она порождает страх, ужас, самообвинение или уход в «альтернативное» будущее».
А что нас ждет в будущем? Сингулярность! Вот ее я боюсь. И как бы апологеты нового мира не расписывали все ее прелести, мне не нравятся уже первые ее симптомы.
Википедия дает такое определение технологической сингулярности - «это гипотетический момент, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию, предположительно следующий после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами, либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счёт биотехнологий».
Андрей Новоселов в труде «Технологическая сингулярность как ближайшее будущее человечества» пишет: «Не исключено, что, оглянувшись назад лет через 30, мы уверенно скажем, что переход к сингулярности начался ещё в 1996 или 1997 году».
Для меня первой ее ласточкой стал интернет со всеми его положительными и отрицательными свойствами. Да, появились новые способы общения и получения информации. Но они уничтожили или почти уничтожили старые. И это меня не радует.
Жалко книги — обычные, на бумаге, в переплете. Большинство переходит с обычных книг на электронные. Это, наверное, удобнее и дешевле. Но чтение для меня — это ритуал. Можно взять книгу в руки, ощутить ее неповторимый запах, забраться в уютный уголок и забыть обо всем. «Везде искал я покоя, но нашел его только в углу с книгой»...
Зайдя в чужой дом, я первым делом иду к книжным полкам, их содержимое больше и честнее говорит о хозяевах, чем простая беседа. А сейчас? Не будешь же спрашивать: «А какие книги у вас в телефоне?» Книга — это пароль, маркер, по которому своих отличаешь от чужих. И вся эта культура на грани исчезновения.
Читать хорошую художественную литературу стало не модно, а ведь именно она воспитывает чувства, обогащает душу. Прилавки наводнены запредельными по тупости романами Донцовой, многотомниками о барабашке Гарри Поттере и его друзьях, псевдоинтеллектуальными опусами Мураками и Коэльо. (Два последних это, по-моему, Кэндзабуро Оэ и Хулио Кортасар для нищих духом)
Мы стали реже встречаться, нам хватает переписки в агенте или по скайпу. И еще — социальные сети — это жуткое проникновение в частную жизнь. Стирание всех преград, ограждавших ранее человека от других людей? «Рая нет, а ад — это другие люди». Тотальное подглядывание в замочную скважину и тотальное же одиночество и обезличивание. Ты общаешься с массой людей, но ты аноним, человек без свойств. Этические нормы попраны, под ником ты волен писать, что угодно. Правила правописания забыты, о чистоте языка и говорить нечего.
И это сейчас, когда эра сингулярности еще не наступила. А что же дальше будет? Да, я брюзжу, и может прав был Торнтон Уайлдер, который сказал, что если бы за прогресс отвечали женщины, то все бы ограничилось изобретением огня для домашних нужд. Но мне не нравится сама идея супермозга, полученного путем интеграции человека с вычислительными машинами.
Технологический взрыв — это революция. А революция безжалостно уничтожает все то, что было до нее — равно и хорошее, и плохое. И крушение старого мира пугает меня гораздо больше, нежели гипотетический конец света, окончание которого мы будем отмечать 22 декабря.
Алена Логинова
Комментарии
37 комментарий(ев)Но рассказы о причинах - астероид Нибиру врежется в Землю, Солнце взорвётся, теория потепления и пр. - вводят мнительных взрослых, маленьких детей в депрессию и нескончаемый ужас.
Бизнес с концом света доходен и аморален.
Можно быть красивым богатым и никчемным. Такое очень даже часто бывает. А невыносимость бытия с ними, связана с отстутствием женских радостей из за их никчемности. На красивую блесну быстро клюет следующая рыбка, но так же быстро спрыгивает с крючка без бородки. Создается иллюзия что этот красавчег меняет девочек как перчатки, но на самом деле они меняют его...
Есть соль в ваших словах, но все же баба не пойдет искать хрен в чужом огороде, если в своем ядреный...
Бабы дуры. Им кажется, что на другом огороде хрен слаще. Чтобы отбить женщину, можно быть в сто раз хуже.
Не разводит.
Женщины уходят от никчемных... Женщина уйдет от тебя, только если ты больше никому не нужен. Конечно же при условии что ей есть куда уходить. Но и это не критичное условие, в крайнем случае женщина может уйти и в никуда, но это уже при условии если ты ну крайне никчемный. Если ты не никчемный женщину никогда у тебя не отобьют, ибо у тебя есть фора, ты уже с ней, ты ее знаешь как никто. Что бы отбить у тебя женщину, некто должен быть в десять раз лучше тебя. А если ты в десять раз хуже среднестатистического мужчины, то кто ты? Не никчемный ли? Конечно это при условии что ты сам ее не отпускаешь, а так женщины терпеливы... Они могут ждать десять лет, пятнадцать. Они могут заводить отношения с другими, но ждать тебя. Только позови. Только свисни. Но если ты свистишь, а твоя голубка летит в другую голубятню, оставь надежды. Ты никчемный. По крайней мере для нее (это так сказать в утешение))). Всякие там обстоятельства и труднообъяснимые моменты – это самооправдание...
Что с вами еще делать?
Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло.
Может скоро вернется?
Нет, наш мультфильм я страстью не нарушу.
Бред. Успенский бред терзает душу мне опять,
О, Шапокляк, как я посмел тебя желать!
Уродец плюшевый с проклятьем на челе
Я никогда не буду счастлив на земле,
И после стирки мне не обрести покой
Я Гену в зоопарк продам за ночь с тобой.
В сердце моём пятно родимое,
Буду искать тебя я вновь и вновь.
Волосы длинные-длинные,
И ресницы твои шикарные,
Сводишь ты меня с ума,
Но почему же ты не моя?
что, Чебур, сбежала Шапокляк?) Не горюй, все образуется.
А потом корпоративы один за другим! Как до Нового Года не скончаться с эти концом света?
А не отметить нельзя! У всего мира крыша поехала, так чем мы лучше?
Предоставьте ссылку, пожалуйста, интересно сравнить.
дело в том что статья главного редактора и Кыргызского политика-астролога, одинаковы!
Мое же — мне громко стучало,
Что все же конец мой — еще не конец:
мой конец — это чье-то начало.
Владимир Высоцкий
да так, о книжках...
А я думаю, что страшный суд у некоторых особ наступает еще при жизни. Как результат неразумного поведения. И бог тут не причем. Может это и имеется ввиду, как расплата за грехи?
вы просто читаете мои мысли, 10000000000000000 вам от меня.
Конечно! Это ведь день энергетика! Все электрики будут праздновать.
На рынке,что в 22мкр. продают по 120 тг.
Каковы суть четыре последние достоверности,
о которых надлежит всегда помнить?
Четыре последние достоверности суть Смерть,
Страшный суд, Ад и Рай.
Начальный катехизис
Вас в психушке не учили читать то, что комментируешь?
Не верю. Расслабился немного и пошутил на эту тему.
У католиков, например, думать о смерти — это ежедневная обязанность.
Своеобразно о смерти, но думаете.
Своеобразный католик.
Зима не будет, как заявляет киргизская интеллигенция. Кстати, тоже опираясь на научные факты.
У католиков, например, думать о смерти — это ежедневная обязанность
Научно доказано, что больше думают о сексе.
на "волне" покупатели, которым есть что терять))
Насчет свечек и т.д., наблюдается массовая истерия. В Волне в 5мкр. на выходных люди как будто с ума посходили, скупали все, спички, свечи, консервы...
Из всех передач и информаций прочитанных мною, я склоняюсь только к экологической катастрофе. Человечество нанесло огромный вред своей деятельностью, на что природа реагирует.
P.S.: кстати, до конца света осталось 10 дней...)))
Вот когда масоны задолбят Иран и опустят нефть в цене, вот это будет конец света (электроэнергии и зарплат) для нашего города.