По итогам первого квартала 2025 года расходы казахстанцев на продукты питания выросли, несмотря на общее снижение потребительских затрат. Согласно данным Бюро национальной статистики, в среднем один житель страны тратит на еду почти 160 тысяч тенге в квартал, сообщает Lada.kz
Общие денежные траты на человека в Казахстане составили:
₸312 710 в квартал — на 5,67% больше по сравнению с предыдущим кварталом;
На 10,4% выше, чем в аналогичном периоде 2024 года.
При этом общие потребительские расходы по стране снизились незначительно — на 0,09%, в то время как траты на продукты выросли на 2,29%.
Структура расходов по категориям в I квартале 2025 года выглядит следующим образом:
Продовольственные товары — ₸158 648 (+2,29%);
Непродовольственные товары — ₸63 650 (−11,1%);
Платные услуги — ₸61 167 (+7,26%).
Вывод: казахстанцы стали тратить больше на продукты и услуги, но сократили расходы на вещи, технику, одежду и прочие непродовольственные товары.
Общая сумма, которую средний житель Казахстана тратит на продовольственные товары, включает:
Продукты и безалкогольные напитки — ₸145 320;
Питание вне дома (кафе, рестораны) — ₸6 591;
Алкогольная продукция — ₸1 582;
Табачные изделия — ₸4 712.
В Нацбанке ранее отмечали, что высокие траты на продукты связаны не только с уровнем доходов, но и с тем, что большинство казахстанцев предпочитают готовить дома, а не питаться вне дома.
Наибольшую долю в структуре расходов на продукты питания занимают:
Мясо и мясопродукты — ₸47 939 в квартал;
Хлеб и крупы — ₸22 004;
Молочные продукты — ₸15 522;
Рыба и морепродукты — ₸6 556;
Яйца — ₸3 188.
Если перевести квартальные суммы в помесячные, получаются следующие цифры:
| Продуктовая категория | Расходы в месяц |
|---|---|
| Мясо | ₸15 980 |
| Хлеб и крупы | ₸7 335 |
| Молочные продукты | ₸5 174 |
| Рыба и морепродукты | ₸2 185 |
| Яйца | ₸1 063 |
| Прочие продукты питания | ₸16 704 |
| Всего | ₸48 440 |
Указанные суммы рассчитаны на основе среднедушевых показателей. Это значит, что в расчет берутся все жители страны — включая тех, кто не потребляет определенные продукты вовсе (например, вегетарианцев или детей). Подобная методика объясняет, почему фактические траты на одного покупателя в магазине могут отличаться от статистических данных.
Комментарии
0 комментарий(ев)