18+
Новости Актау и Мангыстау
Ақтау және Манғыстау жаңалықтары
07.05.2024, 17:03

Не до дедовщины: офицеры ВМС из Мангистау рассказали о службе на флоте

Общество 0 2 486 Наталья Вронская

Офицеры ВМС Республики Казахстан рассказали редакции Lada.kz о том, каково это - служить на кораблях. Описали солдатские будни мангистауских матросов, подсчитали, сколько срочников остается служить по контракту,  а также поведали об удивительной профессии гидрографа на службе в военно-морских силах страны.

Фото пресс-службы ВМС РК
Фото пресс-службы ВМС РК

Накануне Дня защитника Отечества на строевом плацу Военно-морских сил Актауского гарнизона приняли присягу сразу 170 новобранцев, 100 из них окажутся в десантно-штурмовом батальоне, 30 отправятся в штабную роту и лишь 40 срочников станут матросами и проведут ближайший год на кораблях в Мангистау.

Помощник командира ракетно-артеллерийского корабля  "Сарыарка" Данияр Конурбаев рассказывает, что большинство новобранцев, как правило, в море не только никогда не ходили, но и в глаза его не видели. И если раньше, в советское время, на обучение матросов-срочников экипажу давалось целых три года, то сегодня - не больше 365 дней. За это недолгое время офицеры должны научить солдат новой технической профессии, привить уважение, дисциплину, объяснить важность воинского долга, а матросы - попрощаться со старыми паттернами поведения, обрести новые навыки, друзей... и побороть морскую болезнь.

«На один корабль в целом отправляется по 7-8 срочников. Матросы пребывают из разных регионов страны: севера, юга, востока. В большинстве своем море они не видели ни разу в жизни. Конечно, период превыкания к службе есть. Каждому он дается по-разному. Очень многое зависит от воспитания в семье. Сложнее служить детям, которые только окончили школу, чем тем, кто пришел после колледжа или ВУЗа. Наша задача - распределить их по профессиям и дать максимальное количество знаний по ним. Они выходят отсюда кто-то помощником штурмана, кто-то машинистом, коком и так далее. Все выполняют разные задачи. У каждого свой распорядок дня. На глупости времени нет. На корабле мы все одна большая семья. Невозможно иначе. В открытое море выходим в период с весны по осень. Зимой из-за погодных условий, штормовой погоды, как правило, не ходим. Морская болезнь есть почти у всех новобранцев, период адаптации длится от 2 до 3 месяцев. В конце службы все уже прекрасно справляются с качкой, - рассказал  Данияр Конурбаев.

Есть немало плюсов у столь большой занятости, рассказал командир войсковой части 21814 (дивизиона разнородных кораблей) Медет Султанов. Так, благодаря разделению по специальностям и в целом семейственной политике на корабле, ни о какой дедовщине здесь речи идти не может, по крайней мере, именно так утверждает офицерский состав ВМС.

«Экипаж корабля - это одна большая семья, иначе никак. Каждый член команды важен и нужен. И все это знают. Тут в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Ошибок море не прощает», - сказал Медет Султанов.

Командир дивизиона говорит, что офицерский состав ВМС страны пополняется за счет граждан, которые целенаправленно обучаются на военно-морские специальности в высших учебных заведениях страны и зарубежья. Однако есть и срочники, которые решаются остаться служить по контракту.

«Мы их обучаем и отпускаем. По контракту остаются служить немногие, но есть такие ребята. Вот, с прошлого призыва 1 остался. Есть, например, призыв 22-го года. Они уходили на гражданку, попробовали свои силы там и решили вернуться. Сейчас через военкомат передают документы. Будут заключать контракт. Есть у нас и офицерский состав. Те, кто целенаправленно обучался работе на флоте в разных странах, закончил высшие учебные заведения и работает. Это дело надо любить, без этого никак, - рассказывает Медет Султанов.

Так, начальник гидрографического отделения Службы гидрографического обеспечения Военно-морских сил Вооруженных сил РК Талгат Сейсенов вот уже три года как переквалифицировался в моряка-гидрографа. Он занимается изучением Каспия, составляет специальные карты, которые десятилетиями будут служить пособием безопасного судоходства.

«Я начал военную карьеру в 2007 году, в день, когда был зачислен в республиканскую школу  «Жасулан». После окончания поступил в Военно-морскую академию в Стамбуле, в Турции.  С этого момента захотел стать моряком и посвятить себя этому ратному делу. Я рад, что служу именно в ВМС. На первых порах службу проходил на военных кораблях в дивизионе разнородных кораблей. В моряка-гидрогрофа я переквалифицировался в 2019 году после прохождения полугодового обучения в Индии в национальном институте гидрографии. Также аналогичный курс обучения я проходил в офисе океанографии и гидрографии, а также навигаций ВМС Турции . Это все повлияло на выбор и  на дальнейшую професиию. Нашей первостепенной задачей является производство морских навигационных национальных карт под флагом ВМС. Гидрографические работы включают в себя проведение съемок гидрографических и топогедеодезических.  Изучаем море, морское дно, все его характеристики. Занимаемся описанием. Составляем прогнозы их изменений. Основной целью исследований является создание безопасного судоходства и предотвращения столкновения судов в море. Безопасность судоходства в моем случае обеспечивается созданием точных навигационных морских карт. Гидрограф - это узкая и очень интересная специальность, которую я очень люблю и ценю. И в целом то, чем я сейчас занимаюсь в рядах ВМС, мне очень нравится, - рассказал влюбленный в профессию Талгат Сейсенов.

Служба в ВМС, признаются офицеры, непроста. Это приключение длиной в год не будет только радужным. Ведь каждый матрос, попадая на судно, в первую очередь сталкивается с преодолением себя. Экспресс-курс по воспитанию мужчины, говорят офицеры, проходят практически все. Уже по окончании службы каждый дембель четко знает, что мужчина и защитник - не пустой звук, а тот, кто владеет определёнными профессиональными навыками, которые впоследствии могут стать делом всей жизни.

Подпишись на наш канал в Telegram
– быстро, бесплатно и без рекламы
Подписаться

Комментарии

0 комментарий(ев)
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрируйтесь либо, авторизуйтесь. Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.