Вторник, 19 Марта
+8...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 449.3 KZT
  • €1 = 489.69 KZT
  • 1 RUB = 4.89 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Казахстан стоит на пороге топливного дефицита

Просмотров:2416 Опубликовано: 4-09-2015, 08:51
Казахстан стоит на пороге топливного дефицита
Фото Forbes
30% бензина марки АИ-92 Казахстан сегодня завозит из России. С начала 2015, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в РФ выросли на 2,7%, цены производителей – на 32,7%. С учётом укрепившегося курса рубля перспективы казахстанского рынка ГСМ видятся неутешительными.
К концу августа картина выглядела следующим образом: тонна бензина «Регуляр-92», по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоит на оптовом рынке в РФ 40 975 рублей, литр АИ-92 на АЗС – в среднем 33 рубля, или порядка 120 тенге. Очевидно, что ввоз российского бензина в Казахстан сегодня невыгоден.
Только за последний месяц рубль по отношению к тенге укрепился на 16%, с 18 августа – на 25%. Между тем, последний раз изменение предельной стоимости ГСМ в Казахстане проводилось 26 мая. Цена на бензин марки АИ-92 тогда была повышена с 99 тенге до 108 тенге за литр и далека от соответствия сегодняшним реалиям. Напомним, что с осени 2014 Казахстан несколько раз снизил предельную стоимость ГСМ. Минимальная цена за литр самого ходового бензина – АИ-92 составляла 99 тенге.
Если добавить к отсутствию экономических предпосылок для импорта российского топлива тот факт, что Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ), на долю которого приходится более 50% производства АИ-92 в республике, с 10 сентября остановит свою работу для проведения планового ремонта, перспектива бензинового дефицита в Казахстане видится неотвратимой. При этом стоит отметить, что исторически Павлодарский НПЗ останавливался на ежегодный ремонт в июле, но, во избежание дефицита ГСМ в период «активного» рынка, вывод на ремонт был смещён на 2 месяца позже.
Остатки ГСМ у нас небольшие – по информации Минэнерго, в середине июля запас бензинов на нефтебазах составлял 258 тыс. тонн. Между тем по приблизительным подсчетам осенью в республике ежемесячное потребление бензина составляет около 270 тыс. тонн.
Среди других факторов, оказывающих давление на цену топлива, - реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов. Она требует инвестиций, а следовательно - заёмных средств, которые надо обслуживать, поэтому НПЗ придется поднимать стоимость переработки.
Перед государством стоит сложный выбор: удерживать действующие цены на бензин, закрыв глаза на грядущую масштабную нехватку топлива, или поднять розничные цены. Только увеличив стоимость АИ-92 на внутреннем рынке, удастся создать условия для поставок в страну импортного бензина и исключить переток ГСМ в близлежащие республики.
Главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК Олег Егоров не исключает повышение цен на топливо уже в сентябре-октябре. «Имеющихся сегодня в стране запасов хватит на месяц. Если остановится ПНХЗ, придется еще и увеличивать импорт из России, а там бензин сейчас стоит дороже, чем в Казахстане, – отмечает он, подчеркнув, что ситуация усугубляется нестабильностью мировой экономики: - Выгоды от экспорта нефти мало – в доход государства идёт незначительная часть по сравнению с тем временем, когда «чёрное золото» стоило $100-$110 за баррель. Мы зависим от ценовой конъюнктуры на мировых рынках. Сейчас речь идёт о том, чтобы верстать бюджет, исходя из цены на нефть в $30 за баррель. Хотя как в такой ситуации выживать - пока непонятно».
Модернизация действующих НПЗ могла бы помочь отечественному рынку ГСМ, однако этот процесс затягивается.
«На Атырауском НПЗ за 2014 было переработано 4,92 млн тонн нефти, на Павлодарском НХЗ – 4,926 млн тонн, на Шымкентском НПЗ – 5,065 млн тонн. Около 30% от переработанной нефти приходится на бензин, 40% – на дизельное топливо. В итоге за прошлый год наши НПЗ произвели 3 млн тонн автобензинов, в том числе 1,99 млн тонн АИ-92», – приводит данные Егоров. При этом потребление АИ-92 в Казахстане – 2,8 млн тонн. В 2015, согласно озвученным еще в феврале планам, объём переработки нефти на НПЗ планируется снизить на 4%, до 14,328 млн тонн. А значит, завозить самую ходовую марку ГСМ в натуральном объёме придется ещё больше. Учитывая, что насыщение внутреннего рынка сегодня на треть обеспечивается импортом, может, стоит вслед за тенге пустить в свободное плавание и цены на нефтепродукты?
Напомним, последний раз Казахстан столкнулся с дефицитом ГСМ осенью 2014. После проведённой в феврале девальвации правительство искусственно сдерживало розничные цены на бензин на уровне 115 тенге за литр. В России за это время стоимость ГСМ повысилась, в пересчёте на казахстанскую валюту, до 165-170 тенге за литр. В итоге тогда, как и сегодня, завозить топливо из РФ стало экономически нецелесообразно, и в результате страна столкнулась с масштабной нехваткой топлива.


Источник: Forbes
Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.

Комментарии ( 3 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +4
Юрий Спассков (Посетители) 4 сентября 2015 10:04
Дорогая нефть - дорогой бензин. Дешевая нефть - дорогой бензин. Все просто......
 
Не поддерживаю Поддерживаю +12
tolk (Посетители) 4 сентября 2015 09:17
Что сказать?Молодцы!Сидеть на нефти и не иметь собственного бензина-Это очень "дальновидно"!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +14
Шым-Актау (Посетители) 4 сентября 2015 09:14
у нас страна парадоксов, нефть упала до минимума а бензин будет расти в цене. как же бесят тупорылые управленцы и стратеги. надо заниматься хозяйством в первую очередь а не международными понтами angry
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.


Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter