Национальный банк РК представит 20 октября 2014 года правительству Казахстана законопроект «О коллекторской деятельности». Принятие этого документа, по мнению разработчиков, должно создать благоприятные правовые условия для развития и укрепления рынка коллекторских услуг, сформировать определенный механизм защиты прав и интересов проблемных заемщиков от злоупотреблений и неправомерных действий со стороны коллекторов, а также снизить нагрузку с судов по работе должниками и оптимизировать рабочий процесс банков.
Итак, что же должно измениться в отношениях «коллектор – должник» с принятием этого документа? Во-первых, они приобретут официальный характер и станут более прозрачными. Сейчас деятельность коллекторских организаций в Казахстане не регламентируется специальным законодательным актом и это несмотря на то, что в стране уже зарегистрировано 264 коллекторских агентств. Сколько из них активно работают на рынке – неизвестно. Статистика по объемам, передаваемым коллекторским агентствам и взыскиваемым ими долгам должников, никем опять же не ведется. Отсутствует у государственных органов и информация о том, каким образом производится взыскание просроченной задолженности, не нарушаются ли при этом конституционные права проблемных заемщиков, на каких условиях заключаются договоры между коллекторскими агентствами и их клиентами. Поэтому необходимость разработки и принятия подобного закона назрела давно и предпосылок для этого достаточно – это и рост рынка потребительского кредитования, и повышенные кредитные риски, и невысокая финансовая грамотность населения, а также специфические правоотношения между кредиторами и проблемными заемщиками.
Теперь же разработчики предлагают коллекторам работать только при наличии договора о взыскании. Документ должен включать в себя сведения и документы о должнике, кредиторе, третьих лицах, размерах и структуре проблемной задолженности должников, условиях заключенных договоров и т.п. Кстати, ипотечники могут спать спокойно: разработчики предлагают не заключать договор о взыскании по ипотечным займам.
Помимо этого, гарантируется тайна коллекторской деятельности и она может быть раскрыта только должнику, кредитному бюро, третьему лицу на основании письменного согласия заемщика, а также по запросу государственных органов (налоговых, судебных, правоохранительных, надзорных и др.).
Во-вторых, законопроектом определяются допустимые методы и способы взаимодействия коллекторов с должниками. Так, при общении с проблемным заемщиком, взыскатель обязан будет соблюдать правила этики общения, показать служебное удостоверение, сообщить название коллекторской организации и кредитора, предоставить полную информацию о размере и структуре задолженности, сроках и порядке погашения проблемной задолженности, зафиксировать процесс взаимодействия на аудио- или видеоносители. Коллектор может звонить должнику, встречаться с ним, направлять письменные уведомления по адресу проживания или текстовые и иные сообщения по мобильному телефону.
Причем, предлагается ввести четкие ограничения на время возможного контакта взыскателя с должником. Общаться можно будет только в определенные часы: с 08.00 до 21.00 по будням, с 10.00 до 19.00 в праздничные и выходные дни. Частое общение с должником по инициативе коллектора также не допускается (более трех раз в сутки или два и более раз в течение часа).
Кстати, руководителем коллекторской организации сможет быть только гражданин РК, имеющий высшее экономическое образование и соответствующий опыт и знания в области взыскания проблемной задолженности либо в смежных областях, таких как, оказание финансовых или юридических услуг, а также - без судимости.
В-третьих, разработчики предлагают запретить коллекторам применять насильственные и другие незаконные методы взыскания долга. Пункт, конечно, очень нужный и актуальный. Это позволит существенно ограничить активность так называемых "серых коллекторов", для которых, как известно, хороши любые способы взыскания долгов. К примеру, распространять сведения, порочащие должника или связанных с ним третьих лиц, применять давление на должника психологического характера и т.д. В качестве санкций предлагается применить исключение из реестра коллекторских агентств, наказание в виде штрафа в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей (1 МРП = 1852 тенге) либо исправительных работ, либо ограничение (лишение) свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Оставьте свой комментарий первым.