Пятница, 29 Марта
+7...+7
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 448.15 KZT
  • €1 = 483.46 KZT
  • 1 RUB = 4.86 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085 | site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
  • Реклама: +7 707 9 601304
 

Эксперт: Повышение цен на бензин и дизтопливо предотвратит их дефицит, а также спасет нефтегазовую отрасль в Казахстане

В Казахстане для стабилизации внутреннего рынка горюче-смазочных материалов (ГСМ) повысили розничные цены на бензин и дизтопливо. Эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона, редактор Energy Monitor Нурлан Жумагулов прокомментировал это решение, передает Центр общественных коммуникаций.

Фото ЦОК Мангистауской области
С 12 апреля министерство энергетики Казахстана подняло розничные цены на бензин и дизтопливо. Одна из причин повышения предельных цен на моторное топливо - это значительная разница в ценах на бензин и дизель между рынками Казахстана и соседних с нами государств - России, Узбекистана, Кыргызстана, рассказал эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона, редактор Energy Monitor Нурлан Жумагулов.

- Иностранцы любили заправлять свои автомобили в Казахстане из-за существенной разницы в цене с соседними странами. К примеру, в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане – на 64%, в Узбекистане – в 2 раза. В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны. Это создает автоматический дефицит топлива в Казахстане, особенно учитывая большой рынок в России, а также в Кыргызстане, - отметил Нурлан Жумагулов.

Он напомнил, что цены на ГСМ в последний раз менялись осенью 2021 года.

- Если не повышать цены на ГСМ, мы увидим, что нефтяники недополучат прибыль, соответственно, они не будут направлять свои инвестиции на доразведку, обновление оборудования, повышение заработных плат. На сегодняшний день государство обязывает до 70 процентов добытой нефти поставлять на внутренний рынок. В то же время разница между стоимостью нефти на экспорт и на внутренний рынок большая. Мы недополучаем прибыль. Нефтяники субсидируют страну, и на сегодня им невыгодно поставлять нефть на внутренний рынок, - отметил Нурлан Жумагулов.

По словам эксперта, за последние 15 лет в Казахстане не было открыто новых месторождений с нуля, потому что нефтегазовая отрасль страны стала неинтересной для инвесторов, т.к. правительство Казахстана ради субсидирования цен на ГСМ отправляет часть добытой нефти на НПЗ по льготным ценам.

- За счет государственного регулирования мы убиваем нефтегазовую отрасль. За последние 15 лет ни один инвестор не пришел и не запустил нефтегазовое месторождение с нуля. Даже китайцы перестали вкладывать, потому что им это невыгодно. На входе ты имеешь определенные обязательства – 50 процентов добытой нефти ты должен поставить на внутренний рынок по себестоимости. Если есть газ, ты должен его продать «КазТрансГазу» практически по себестоимости. Казахстан на сегодня не является привлекательной страной для инвесторов, - добавил эксперт.

Стоит отметить, что дизельное топливо широко используется в сельском хозяйстве. Ежегодно происходит снижение размера ставки акциза на дизельное топливо на период весенних и осенних полевых работ.

- В адрес сельхозтоваропроизводителей 400-450 тысяч тонн топлива поставляют по заниженной цене. В литрах - это дизтопливо обходится в 205 тенге. Соответственно, если считать за год, то миллиард литров топлива нефтяники обеспечивают по заниженной цене. Весной и осенью Минэнерго просит нефтяников больше нефти отправлять на внутренний рынок, соответственно, «КазМунайГаз» и Petrosun просят полностью обеспечивать поставки в адрес сельхозтоваропроизводителей и АЗС. Наряду с этим есть промышленные предприятия - это горнорудные компании, они не могут купить нефтепродукты по оптовой цене, в частности дизельное топливо, потому что во время полевых работ полностью дизельное топливо идет сельхозпроизводителям и АЗС. Соответственно, Минэнерго хочет, чтобы горнорудные компании и нефтяные компании напрямую импортировали из России, а цена там высокая. И чтобы хоть как-то облегчить ситуацию – цены повышают, - отметил Жумагулов.

Из чего же складывается стоимость ГСМ – объяснил эксперт.

- Ценообразование зависит от стоимости нефти. Все нефтедобывающие компании ежегодно индексируют заработную плату, также нужно учитывать, что многие материалы – импортные, в Казахстане они не производятся. Кроме того, ежегодно растет себестоимость нефти – всё это законы экономики. У нефтяных компаний есть свои кредиты, социальные обязательства, также стоит отметить, что ставка нефтесервиса растет, рано или поздно нефтедобывающие компании могут просто прекратить разведку на новых месторождениях. Это в итоге повлияет на снижение добычи. Например, в прошлом году цена на нефть составляла 300 тысяч тенге, а на внутреннем рынке средняя цена была в районе 95 тысяч тенге. Отсюда следует, что нефтяные компании недополучают прибыль, субсидируя внутренний рынок. В то же время есть огромный штат работников, которые просят улучшение условий, обновление техники, - пояснил Нуран Жумагулов.



Партнёрский проект с ЦОК Мангистауской области.

Поделись с другими:
 
Нашли ошибку? Сообщите об этом нам.
 

Комментарии ( 14 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю
elek (Посетители) 2 мая 2023 17:41
Из чего же складывается стоимость ГСМ – объяснил эксперт.

Тут сначало надо прояснить, сколько из добываемых нефти / газа реально принадлежит Казахстану? У кого какие доли на месторождениях и кому они принадлежат? Думаю всё встанет на свои места.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +3
  • elek
  • синдбад
  • svetofor
Ed Word (Посетители) 2 мая 2023 15:25
Заряженный "эксперт", с каждым разом диву даешься таким вот экспертным заключениям.
А эксперт других мер управления ситуацией не видит, ну типа усилить контроль на границе, или ввести разные тарифы для ТС с казахстанскими номерами и иностранными? ...так вообще трех зайцев можно одним махом.
А вот еще один интересный факт и наблюдения в приблизительно примерной призме, в РФ до всем известных событий бензин был примерно на 20% дороже, при этом стоимость ТС на те же 20% дешевле и зарплаты на те же 20% выше. В США бензин в два раза дороже, и почти также дешевле ТС, за зарплаты говорит не буду, также как и брать не нефтянные Европу или Китай в расчет, что скажет эксперт на это!??
Если уж и делать, то объемно, системно или эксперты когда у них температура лечат только то место где температуру меряют? Мир всем!
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
  • синдбад
VseProsto (Посетители) 2 мая 2023 14:21
"На сегодняшний день государство обязывает до 70 процентов добытой нефти поставлять на внутренний рынок."
Вопрос откуда 70%.
Ответ: "Объем добычи нефти в Казахстане составил 84,2 млн т по итогам 2022 года, сообщил министр энергетики Болат Акчулаков. Это на 1,9% меньше, чем в 2021 году, передает «Казинформ». Экспорт нефти составил 64,3 млн"
 
Не поддерживаю Поддерживаю
cas277cas (Посетители) 2 мая 2023 11:57
Лепешечку Все надеюсь вспомнили про торговлю газом через электронные биржи???И чем все это закончилось я надеюсь никто не забыл?
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
  • ЛШП
  • Карусель
  • Placida
  • синдбад
  • БО
  • svetofor
Lite (Посетители) 2 мая 2023 11:57
А не нужно ничего спасать! Наоборот нужно закрывать месторождения, открывать производство, уходить от сырьевой экономики.

Другое дело, что деньги, которые по плану развития должно были на это идти - разворованы. Лексусы купленные на них уже подушатались, а квартиры в гринпарках теперь сдаются в аренду. Их хозяева в большинстве своём уже тут не живут.

Если продолжать делать то, что делать не умеешь - будет хуже и хуже.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
  • elek
  • ЛШП
  • motor
  • Карусель
  • Placida
  • синдбад
jokerok (Посетители) 2 мая 2023 10:19
Короче наш обычный национальный бизнес - пусть прийдут инвесторы и всё делают а нам отдают проценты. Самим что-то делать лень. Инвесторы не приходят и всё, работать некому, отрасль загибается вместе со страной.

Если что, за компьютером сидит мой кот. А я не вмешиваюсь в личную жизнь моего кота.
 
Не поддерживаю Поддерживаю +8
  • БО
  • elek
  • ЛШП
  • motor
  • Карусель
  • Placida
  • синдбад
  • svetofor
Adai11 (Посетители) 2 мая 2023 07:50
В итоге дешевое топливо различными путями перетекает в соседние страны - а куда смотрит ПС КНБ, получается они сами то и разрешают и сидят в доле.
В конце концов, скоро все это обернется еще одним повышением, и январским хаусом, а Вам хреновый Эксперт - лучше бы поменять свою профессию или заткнуться angry
 
Не поддерживаю Поддерживаю +6
  • elek
  • ЛШП
  • motor
  • Ed Word
  • синдбад
  • svetofor
Карусель (Посетители) 2 мая 2023 07:38
Просто эти балаболы реально народ за дураков держат,но они забывают:Даже самое безобидное существо,загнанное в угол,может показать зубы и дать отпор!А когда народ начинает вставать,эти балаболы самые первые поджимают свои хвосты и прячутся по норам
 
Не поддерживаю Поддерживаю +9
  • Dondon
  • ЛШП
  • Банкир
  • ak12
  • elek
  • motor
  • Placida
  • синдбад
  • svetofor
Карусель (Посетители) 1 мая 2023 21:02
Карусель,
Допустим при пересечении границы разрешить иметь полный бак+20л или 40л в канистрах,вот и всё.А тут такую длинную сказку рассказал,наверное реально думают что народ ничего не понимает
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
  • ЛШП
  • elek
DJONSON_ KZ (Посетители) 1 мая 2023 21:01
Было бы хорошо, как обещал Наш президент, недра Казахстана для казахстанцев. И.... где наши проценты от продажи, мне в кошелёк не упала
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.