Сейчас на сайте
2851
объявления
  • продам Самосвал HOWO за 3 200 000 тенге
  • продам Титановые диски за 40 000 тенге
  • Пассажирские перевозки
  • продам Диски за 25 000 тенге
  • Пассажирские перевозки
  • Бекет ата
  • Автохимчистка
 

 
Воскресенье, 11 Декабря
-5...-4
Температура воды
в море онлайн
Курсы валют
в банках Актау

  • $1 = 334.31 KZT
  • €1 = 355.17 KZT
  • 1 RUB = 5.31 KZT
  • Телефон редакции:
  • +7 (7292) 505 085
  • site@lada.kz
  • Дежурный журналист:
  • +7 (707) 9 505 085
 

 

К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев

Просмотров:6319 Опубликовано: 18-09-2013, 11:22
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
Сегодня Игорь Беляев, который строил на Мангышлаке завод пластмасс, купол "ШУМа" и многое другое, живёт в Москве. Все воспоминания «о большой стройке» на пустынном полуострове Мангышлак уместились в одном фотоальбоме, на черно-белых снимках. Главными на них выступают люди: Славский - именно его можно назвать "отцом" Шевченко, Усанов - герой соц. труда, Коротков - создавший архитектурный облик города и другие, которые бок о бок с Игорем Беляевым превращали голую степь в «райский уголок» по советским меркам.


«Шевченко начался с баржи...»

Актау, тогда еще Шевченко, был построен по распоряжению Ефима Павловича Славского (советский государственный деятель, один из основателей и руководителей атомной промышленности и ядерной индустрии).
- Его все время отговаривали, уверяя, что на Мангышлаке нет урана и затея провальная. Но Славский упорно стоял на своем. В итоге, он приткнул к абсолютно безжизненной степи старую списанную баржу — с этого и начался Шевченко. Ефим Павлович очень любил этот город, вкладывал в него душу, и привлекал лучших людей для строительства, - вспоминает Игорь Беляев. - Архитектор Александр Коротков, которому доверился Славский, спроектировал город европейского типа — с широкими улицами, множеством зелени. Все саженцы привозили из Европы. Рабочие рыли огромные ямы, засыпали хорошим грунтом для посадки растений. Было создано целое хозяйство, где подбирали деревья, способные выжить в суровом степном климате. Вообще Короткова можно назвать легендой Минсредмаша СССР. Он был человеком неординарным, как обособленное ядро. Не просто архитектор, а художник городов. За свою жизнь он построил в голом поле и дал неповторимый архитектурный облик десяткам городов — Шевченко, Навои, Заравшану, Красноярску, Степногорску. Он был любимцем Славского. Ефим Павлович брал его с собой в командировки, но не указывал ему, что делать, а просто говорил, сколько в будущем городе будет проживать людей и чем они будут заниматься. Коротков был очень добрым человеком, всегда готовым к дискуссии, со своим мнением, но не упрямый, любил, когда человек с понятием доказывал свою правоту. Это была целая эпоха, и, видимо, она больше не повторится...


«Итальянцы купили ЗПМ, чтобы убрать конкурента...»

Сам Игорь Беляев приехал в Шевченко в 1981 году, чтобы завершить строительство завода пластмасс по итальянской технологии. Здесь он и познакомился со Славским, которого до сих пор считает и называет своим кумиром.
- Какая-то надёжность всегда была в его действиях. Его появление на стройке внушало полную уверенность в выполнении любых задач, какими бы трудными они не были. И вообще Славский очень любил Шевченко. Будучи уже на пенсии, он говорил: «Как мне хочется сейчас в Шевченко попасть, я этот город второй Родиной считаю». Любой приезд в Шевченко был для него событием. Я был горд, когда мне доверили строительство ЗПМ. Мы строили его в ускоренном режиме. До моего приезда стройка тянулась уже три года. Какого было мое удивление, когда по приезду я увидел на стройплощадке за малым исключением - «ноль». Отстроены были только зоны для заключённых. Так как стройка была «компенсационная», не закончить ее в срок было нельзя. За каждый просроченный год государство должно было бы платить огромные неустойки. Но мы справились. В назначенный день ЗПМ был запущен. Радость, слезы — все слилось воедино. Наладчики, французы и американцы, не верили в случившееся, они тоже радовались и плакали...
Сейчас жалко, конечно, что развалили такое предприятие. Казахстанская пластмасса была высокого качества и недорогой, в три раза дешевле итальянской. Кстати, итальянцы и купили ЗПМ в последующем, не для того, чтобы поднять производство на новый уровень, а для того, чтобы развалить. Не потому, что завод был не ликвидным, а просто, чтобы убрать конкурента, - рассказывает Игорь Беляев.


«Методикой строительства Шевченко интересовались даже американцы...»

Завод пластмасс был первым проектом, который Игорь Беляев осуществил в качестве главного инженера Прикаспийского Управления Строительства(ПУС). После он запустил в работу хлебозавод, который до этого четыре года стоял заброшенным. Всего за год под руководством Беляева стройка завода была закончена, и получена первая булка хлеба. И тем ни менее, большее внимание уделялось строительству жилого сектора города.
- Стройка шла очень медленно. Тогда я разработал методику, которой после заинтересовались даже американцы. Идея заключалась в поставке бетона на стройки по часовому графику. У этой методики было много противников среди заинтересованных лиц. Но я отстоял свое решение. В итоге стройка резко сдвинулась и дома стали расти, как грибы после дождя, - рассказывает Игорь Беляев.


«Купол! Такого нет во всем мире...»

После запуска заводов и строительства жилого сектора очередь дошла и до ТРК «ШУМ». Недостроенный торговый центр стоял «законсервированным» три года из-за конусообразного купола, к которому инженеры не знали как подступиться. Практики строительства подобных архитектурных сооружений в то время еще не было.
- Я решил применить «мокрый» метод бетонирования. Не буду вдаваться в технические подробности этого метода, скажу только, что были в нем и плюсы и минусы. Сложнее всего было убедить начальство «расконсервировать» торговый центр. Применить новый метод — это вообще в приказном порядке. Все вокруг следили, что получится, никто не верил в осуществимость затеи. Но ведь получилось и получилось прилично. Такого бетонного купола нет во всем мире. И в этом особая гордость — мы справились! - говорит Игорь Аркадьевич.
Последний раз в городе у моря Игорь Беляев был 15 лет назад.
- Все вокруг изменилось, - признается инженер. - Что-то стало лучше, что-то безвозвратно утеряно... В Шевченко я проработал шесть лет. Шесть лет — их никуда ни денешь, они постоянно в мозгу и памяти... Но главное, люди. Легендарные люди, которые стояли у истоков этого города, для которых он был мечтой! Сегодня их разбросало по миру — кто-то умер, кто-то не дает о себе знать, но все они живы в моих воспоминаниях. Память о них хранят и улицы города...В канун 50-летнего юбилея я хочу пожелать нынешним и будущим жителям этого уникального уголка земли беречь то, что было построено стараниями тысяч людей, сохранить уникальность города, сейчас уже Актау, в память о тех, кто вложил в него душу...
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев
К 50-летию Актау своими воспоминаниями о том, как строился город у моря делится легендарный инженер Игорь Аркадьевич Беляев

Комментарии ( 40 )

Содержание комментариев не имеет отношения к редакционной политике Лада.kz.
Редакция не несет ответственность за форму и характер комментариев, оставляемых пользователями сайта.

Скрыть комментарии
  • сортируем комментарии:
  • лучшие |
  • По дате: возрастание | По дате на убывание
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
pronina1976 (Посетители) 24 сентября 2013 15:39
Цитата: Могой
У каждого на исторической родине было что строить и поднимать. Или там уже нечего было строить ?

раньше у всех была одна Родина
 
-1
Не поддерживаю Поддерживаю
Могой (Посетители) 24 сентября 2013 15:26
Цитата: pronina1976
судя по вашим словам люди которые поднимали и строили

У каждого на исторической родине было что строить и поднимать. Или там уже нечего было строить ?
А поднимать не имело смысла ?
 
Не поддерживаю Поддерживаю +2
Жаманоид (Гости) 24 сентября 2013 15:04
Интересно: строители говорят, что без них города не было бы. Энергетики говорят то же самое. Туда же и нефтяники. Кто же все-таки прав?
Цитата: АДАЙ
А на самом деле почему не пригласили на праздник первооткрывателей нашего города. Странно.
А зачем? Открыли и слава богу. Они больше не нужны. Обратите внимание на обстановку в квартире Игоря Беляева. Непохоже на дворец миллионера, правда?
 
Не поддерживаю Поддерживаю +1
pronina1976 (Посетители) 24 сентября 2013 14:50
Цитата: Могой
А то какую-то причину для перекати-поля указывают "приехали потому, что квартира и зарплата нужна была, а уехали - на собрании скучно сидеть".

судя по вашим словам люди которые поднимали и строили -перекати поле? честно говоря очень грустно.... интересно, а как назвать тех кто на все готовое приехал, сейчас хапает и скоро свалит?
 
Не поддерживаю Поддерживаю
Могой (Посетители) 24 сентября 2013 14:37
Глупая, надуманная проблема отъезда - на собрании ничего не понимали. Просто с развалом СССР - колыбели всех наций, каждый устремился на свою историческую родину, поближе к истокам, родне. Да и о будущем детей надо было думать: или их будущее связано, скажем, с Россией (Грузией, Арменией, Украиной и т.д.) или с Казахстаном. Правильно и сделали. А то какую-то причину для перекати-поля указывают "приехали потому, что квартира и зарплата нужна была, а уехали - на собрании скучно сидеть".
 
Не поддерживаю Поддерживаю
utka (Посетители) 24 сентября 2013 13:58
ЗПМ был построен по проекту и технологии (оборудованию) Французкой химической компании "Litvin", спецы этой компании вели авторский надзор за строительством ЗПМ и вели шефмонтаж, и пуско наладку технологии. Жили они по адресу 4-1. Банкротству завода итальянцы не имеют никакого отношения, потому как итальянцев там никогда и не было. Что касается купола ТЦ Казахстан, может быть впервые в Шевченко, бетон наносился торкрет установкой. Эту же торкрет - установку сначала испытывали на строительстве 102 зд. ЗПМ (цех вспенивающего полистирола, я в то время работал мастером СМУ-2 ПУС). (на ж/б резервуаре хим. загрязненных стоков V = 120 м3), после повезли установку на купол. На этой установке работали двое ассистентов, как я помню из "Мосоргтехстроя" г. Москва. «Купол! Такого нет во всем мире...» - это не совсем так, там уникального нет ничего...
 
Не поддерживаю Поддерживаю +3
АДАЙ (Посетители) 22 сентября 2013 01:47
А на самом деле почему не пригласили на праздник первооткрывателей нашего города. Странно.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
buten (Посетители) 20 сентября 2013 18:45
pronina1976,
Ну вот тогда вы и начинайте учить китайский. А я как нибудь обойдусь без оного.
 
Не поддерживаю Поддерживаю
pronina1976 (Посетители) 20 сентября 2013 15:26
Цитата: buten
Третьего варианта нет.Историческая неизбежность, как говорят китайцы.

вариантов как раз много, и третий их них это учить китайский почитайте здесь https://www.lada.kz/another_news/12438-serikzhan-mambetalin-nashe-pokolenie-priby
li-ot-kashagana-ne-uvidit.html
 
-3
Не поддерживаю Поддерживаю +2
buten (Посетители) 20 сентября 2013 14:53
рассказывал один сотрудник из администрации ЗПМ, лет 15 назад, что многие уехали на Большую Землю потому, что сидишь ты на собрании как болван и ничего не понимаешь из-за того, что все на казахском. Да, я думаю, это одна из основных причин массового отьезда.

Ну так было во бывших советских среднеазиатских республиках а не только у нас в Актау...
В Туркменистане в 90-х годах при Ниязове вообще нетуркмен не принимали ни на какую работу, особенно в органы. Приходит какой-нибудь казах или русский устраиваться на работу, а ему фигу а не работу. А казаху еще и говорили а ты в паспорте в графе национальность поменяй на туркмена и мы тебя возьмем на работу.
Это кризис переходного времени, теперь там всех берут на работу.
А мы в Казахстане строим национальное государство и основной язык со временем все равно станет казахский. Так что остальным либо учить язык и приспосабливаться к изменившимся условиям, либо уезжать туда где русский будет все еще долго в ходу. Третьего варианта нет.
Историческая неизбежность, как говорят китайцы.
 
Страницы:
 
 

Оставить свое мнение

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь либо авторизируйтесь.
Блог редакции Самое читаемое
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • Twitter
 

Новые объявления
сайта «ВесьАктау»

Услуги

Вакансии в Актау

Квартиры в Актау

Легковые автомобили