В Казахстане качество топлива вызывает все больше нареканий. По данным Министерства торговли и интеграции РК, каждая четвертая проба бензина не проходит лабораторную проверку. Эксперт нефтяной отрасли Асылбек Жакиев рассказал в интервью BAQ.KZ, кто отвечает за ухудшение качества и что необходимо предпринять, чтобы исправить положение, передает Lada.kz.
По словам Жакиева, качество бензина снижается не на заводах, а по пути к потребителю.
В стране работают три крупных нефтеперерабатывающих завода, прошедших модернизацию, и их продукция соответствует европейским стандартам К4 и К5.
Однако проблема возникает позже:
«Компании-посредники, включая представителей малого и среднего бизнеса, разбавляют топливо водой и другими веществами. В результате на рынок поступает некачественный продукт», — отметил эксперт.
Таким образом, ответственность за фальсификацию топлива ложится не на производителей, а на дистрибьюторов и посредников, стремящихся снизить издержки.
Жакиев уверен, что исправить ситуацию можно только при комплексном подходе. Он выделил три основных направления действий:
Усилить контроль со стороны Министерств энергетики и промышленности — чтобы исключить нарушения в цепочке поставок.
Повысить внутренний контроль на самих НПЗ, где должна вестись постоянная проверка партий.
Активизировать работу региональных департаментов и комитетов, обязав их регулярно проверять автозаправочные станции и нефтебазы.
Эксперт подчеркнул, что только жесткий и системный контроль позволит вернуть доверие потребителей и стабилизировать рынок.
Несмотря на высокие объемы добычи нефти — до 90 млн тонн в 2024 году, — внутренний рынок получает лишь около 15 млн тонн готового топлива.
Как отметил Жакиев, дефицит возникает ежегодно весной и осенью — в периоды активных сельхозработ, когда резко растет потребление топлива аграрным сектором.
Дефицит частично покрывается за счет поставок из России.
«Между Министерством энергетики, „КазМунайГазом“ и российскими нефтегазовыми компаниями действует соглашение по индикативному балансу. Россия ежегодно поставляет Казахстану до 1,5 млн тонн дизельного топлива, АИ-92, АИ-95 и других продуктов», — рассказал эксперт.
Однако, по его словам, в последние месяцы ситуация осложнилась:
«На российские нефтеперерабатывающие заводы все чаще совершаются атаки украинских дронов. Возникает вопрос — сможет ли Россия и дальше выполнять экспортные обязательства перед Казахстаном?»
В связи с этим Минэнерго уже ведет переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменистаном о возможных поставках топлива из этих стран, чтобы диверсифицировать источники импорта и снизить зависимость от одного партнера.
Проблема некачественного и дефицитного топлива в Казахстане требует жесткого контроля, прозрачности цепочек поставок и новых международных соглашений.
Эксперты предупреждают: если ситуацию не взять под контроль сейчас, последствия ощутят не только автомобилисты, но и вся экономика страны.
Комментарии
0 комментарий(ев)