На границе между Россией и Казахстаном образовались многокилометровые очереди грузовых автомобилей, доставляющих импортные товары из Китая. Проблема усугубляется рядом факторов, включая усиленные проверки на таможне и праздничные дни в КНР, сообщает Lada.kz со ссылкой на "Коммерсантъ".
Ситуация осложнилась после того, как Казахстан усилил контроль за серым импортом и товарами, подпадающими под санкции. Перевозчики отмечают:
Масштабные досмотры машин с электроникой, дронами, деталями к ним, одеждой и товарами западных брендов.
Частые остановки грузов в ожидании досмотра или временного «отстоя» в парковках.
Усиление контроля как со стороны Казахстана, так и России на погранпереходах.
По данным экспертов, грузы с однозначным назначением проходят границу за 3–5 дней, тогда как проблемные товары задерживаются на неопределенный срок.
С 1 по 8 октября Китай отмечает ряд праздничных дней: День образования КНР (1–3 октября) и Праздник середины осени (6 октября). В этот период автомобильные пункты пропуска КНР закрываются, включая сопредельные пункты на казахстанско-китайской границе:
«Бахты»
«Достык»
«Кольжат»
«Майкапчагай»
«Нур Жолы»
Железнодорожные переходы «Достык» и «Алтынколь» продолжат работу, но это не способно компенсировать дефицит пропускной способности автомобильного транспорта.
По состоянию на 1 октября на казахстанско-российской границе наблюдались следующие факты:
Количество фур в ожидании досмотра составляет от 2–3 тыс. до 7,5 тыс. единиц по данным различных источников.
Машины занимают все ближайшие парковки и обочины.
Усиленный контроль направлен на выявление недобросовестных перевозчиков и грузоотправителей.
Проблемы возникают как с FTL-грузами (полные автомобили одного клиента), так и с LTL (сборные грузы).
Таможенные органы обеих стран заверяют, что препятствий для добросовестного бизнеса нет, а пробки возникают из-за действий недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Очереди усугубляются не только праздничными днями, но и рядом объективных причин:
Планируемое с 1 ноября повышение утилизационного сбора на импортные автомобили с двигателями мощностью свыше 160 л.с., что вызвало рост очередей с середины сентября.
Закрытие Польшей границы с Белоруссией в середине сентября, заблокировавшее около 90% железнодорожных грузов из Китая в ЕС.
Ограничения на въезд вагонов других железных дорог на территории Казахстана, введенные национальным перевозчиком «Казахстан темир жолы» (КТЖ) из-за перегрузки парка.
На железной дороге наблюдаются дополнительные сложности:
С 21 по 30 сентября КТЖ запретил прием всех груженых и порожних вагонов сторонних железнодорожных компаний.
На российской стороне границы скопились порожние полувагоны, которые не впускают в Казахстан.
Причиной является разница в доходности работы вагонов на российском и казахстанском рынках.
Эксперты прогнозируют, что ситуация в ближайшие недели не улучшится:
Товары, подпадающие под санкции, продолжат задерживаться в очередях.
Обычные товары будут проходить границу медленнее, чем ранее.
Альтернатива маршрута через Казахстан — переход «Маньчжурия—Забайкальск» с пропускной способностью 400–600 автомобилей в сутки, где очередей пока нет.
Перевозчики надеются, что частичный разворот грузов через альтернативные маршруты снизит нагрузку на казахстанско-российскую границу.
Комментарии
0 комментарий(ев)