Страховые компании в Казахстане сталкиваются с растущим числом мошеннических схем, целью которых является незаконное получение выплат. Заместитель председателя правления «Сентрас Иншуранс» Ержан Ундыбаев рассказал о наиболее распространенных способах обмана страховщиков и мерах борьбы с ними, сообщает Lada.kz со ссылкой на LS.
По словам Е. Ундыбаева, одной из типичных схем являются поддельные ДТП.
«Преступную группу удалось выявить только благодаря анализу данных: оказалось, что машина “потерпевшего” вообще не заезжала в город в день предполагаемого ДТП», – сообщил он.
В этом конкретном случае в Костанае местные жители обманывали сразу семь-восемь страховых компаний на протяжении нескольких лет. Объединив усилия, страховщики передали дело в суд и добились наказания виновных.
Другой популярный метод мошенничества – поджоги грузовиков с ценным содержимым. Е. Ундыбаев привел пример с дорогостоящим препаратом для спортсменов:
По документам это был американский продукт стоимостью около $1 млн.
Грузовик подожгли на трассе, чтобы получить страховую выплату.
Экспертиза показала: под дорогой упаковкой находилась обычная крашеная субстанция.
Такой обман позволяет преступникам получать крупные страховые суммы за «уничтоженные» товары.
Для защиты от мошенников страховые компании ведут внутренние черные списки неблагонадежных клиентов. В них попадают:
непосредственные участники мошенничества;
лица, вписанные в их договоры, которые потенциально могут быть вовлечены в незаконную деятельность.
Мошенничество может принимать разные формы:
инсценировка страхового случая;
попытка застраховать уже поврежденное имущество;
«обнаружение» старых повреждений на транспортных средствах;
организация нескольких ДТП с одними и теми же участниками, меняя роли;
вовлечение третьих лиц, связанных с компаниями-партнерами.
«Многие до сих пор не осознают: любая инсценировка, будь то ДТП или повреждение имущества, влечет за собой ответственность. Это не останется без последствий – рано или поздно правда всплывет», – предупреждает Е. Ундыбаев.
Эффективная борьба требует комплексного подхода:
анализ биллинга;
детализация звонков;
отслеживание перемещений абонентов;
установление связей между фигурантами.
«Большую часть схем можно раскрыть без особых трудностей. Установить круг знакомств и связи между участниками – все это технически возможно», – подчеркивают страховщики.
В развитых странах страховое мошенничество выделено в отдельную статью уголовного кодекса, что упрощает расследование и повышает ответственность.
В Казахстане такие инициативы периодически обсуждаются на государственном уровне, но пока остаются лишь разговором.
Страховое мошенничество в Казахстане развивается разнообразными способами: от фальшивых ДТП до поджогов грузовиков с ценным содержимым. Компании усиливают контроль за клиентами и сотрудничают с правоохранительными органами, но для полной борьбы с преступлениями необходимы законодательные изменения и внедрение мировой практики.
Комментарии
0 комментарий(ев)